"Про собирателей идей,
или ещё один способ бесплатного использования инженера."
Иногда случается, что компании при приёме на работу предлагают сделать какое-нибудь тестовое задание, чтобы увидеть, насколько работоспособен человек, как хорошо разбирается в теме. Но порой объём тестового задания таков, что впору говорить не о тесте, а о бесплатном выполнении работы. Сегодня мы рассмотрим такой вариант на примере одной очень известной организации… Подобные предложения можно получить от крупных или известных компаний. Они могут себе позволить “поиграть” с кандидатами в различные игры. Парадокс, но в крупную команию люди иногда идут даже на меньшую зарплату или худшую должность в надежде на рост. Именно надежда на лучшее ослепляет людей, не даёт возможности трезво и логично оценить ситуацию.
Вот подумайте, где быстрее продвинуться по должности, в коллективе со 100 коллегами или с 10? При прочих равных, второй вариант более вероятен. А кто может дать гарантию повышения зарплаты или того, что после испытательного срока будут платить оговоренную сумму? В большой организации таких гарантий не больше, чем в малой - им проще найти специалиста, поэтому им легче сказать новобранцу: “Ты не слишком удачно прошёл испытательный срок, поэтому оговоренной суммы тебе не видать!” Маленькие и менее известные организации больше тратят на поиск специалистов, поэтому вряд ли будут играть в такие игры со стоящим специалистом.
Но давайте обратим своё внимание на пример - объявление Студии Артемия Лебедева:
Его пока ещё можно увидеть по этой ссылке (до 30-04-2008). Теперь давайте проанализируем текст и сделаем некоторые выводы.
Текст написан с апломбом, с претензией на экстравагантность. Ну как же - дизайн-студия! Простых людей не ищем! Но помимо экстравагантности специалист хотел бы увидеть ещё и ряд профессиональных требований. А с этим уже туго, ибо графоманить с использованием профессионализмов может не каждый.
Подобный подход лучше работает в отношении художника или дизайнера, который приносит своё портфолио, но кто его знает, его ли там работы? И вот сажают дизайнера за компьютер и смотрят, как он работает. Достаточно 20-30 минут работы, чтобы понять, владеет ли человек навыками, или нет. Хотя профи-дизайнер за пять минут в разговоре “расколет” того, кто больше умеет говорить, нежели делать. По всей видимости, Максим Павлухин не обладает такими навыками, да и другие господа из студии Артемия Лебедева. Именно поэтому просят кандидата сделать довольно внушительный тест:
"Предложите свою принципиальную конструкцию кнопки для клавиатуры “Оптимус Максимус” и пришлите ее на почту."
Даже если инженер знает что нужно присылать, это не 20 минут работы. Но зачем же заставлять так долго думать и работать человека, чтобы просто понять, подходит ли он или нет? Это похоже на вступление в “клуб распространителей такого-то товара”, когда для того, чтобы вступить, человека обязывают купить небольшую партию. Не правда ли, схожий подход?
Удивляет ещё то, что задание сформулировано крайне непрофессионально с инженерной точки зрения. Для инженера в нём мало исходных условий. Господам-дизайнерам невдомёк, что инженер помимо изобретательства занимается ещё и выработкой решения. Причём последнее — более важно, и часто направление первого (изобретательства) полностью зависит от второго. Иначе можно изобрести то, что 100% никому не нужно.
Какой из всего этого вывод? Студия Артемия Лебедева ищет не профессионального инженера, а идею. Абсолютно не гарантируя предложившим идеи ни оплату труда, ни трудоустройство.