Минфин выступил с инициативой о повышении с 2010 года пенсионного возраста на 2,5 года и введение 3% дополнительного подоходного налога на граждан младше 40 лет. 18 августа вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин представил проект бюджетной стратегии Минфина до 2023 года. В частности, министр озвучил предложения Минфина по реформе пенсионной системы : “Дополнительный взнос в пенсионную систему в размере 3% налогооблагаемой зарплаты поможет гражданам моложе 1967 года рождения накопить достойные пенсии”, — считает Алексей Кудрин. “С 2010 года предполагается взимать 3% от налогооблагаемой зарплаты как страховой взнос каждого гражданина. Этот взнос предлагается брать до достижения зарплаты 1,1 млн. рублей в год. Предложенная мера позволит финансировать текущие пенсии, а также обеспечить повышение накопительной части пенсии будущих пенсионеров”.
“Дополнительный взнос в пенсионную систему в размере 3% налогооблагаемой зарплаты поможет гражданам моложе 1967 года рождения накопить достойные пенсии”, — считает Алексей Кудрин, но почему-то не говорит куда делись деньги Пенсионного фонда за прошедшие 15-20 лет.
Кроме того, в Минфине предлагают постепенно увеличить пенсионный возраст. Увеличение может начаться с 2010 или с 2015 года и будет идти по полгода за год, пока не достигнет 62,5 года для мужчин и 60—62,5 года для женщин. Причем Минфин не исключает и вариант введения одинакового возраста выхода на пенсию для мужчин и женщин: 62,5 года.
Предложение Минфина ужесточает озвученный Минздравсоцразвития план реформы пенсионной системы. Как известно, этот план не предусматривал повышения пенсионного возраста. Зато в нём говорилось про повышение единого социального налога (ЕСН) с нынешних 26% до 34%. В противовес этому план Минфина сохраняет ЕСН на прежнем уровне (о возможном повышении ЕСН Минфин готов говорить не ранее 2020 года). Однако подоходный налог для молодых (младше 40 лет) граждан предлагается увеличить с нынешних 13% до 16%.
Это означает, что план Минздравсоцразвития переносит основную тяжесть пенсионной реформы на работодателей, фактически на бизнес. Ведь ЕСН наряду с НДС — это основные предпринимательские налоги.
Причем если схемы, скажем так, оптимизации НДС в предпринимательской практике распространены довольно широко, то от ЕСН уйти нельзя. Если на предприятии есть штатная единица с зарплатой N, то 26% от N, будь добр, отдай. Единственный, крайне рискованный, способ ухода — пресловутые конверты, когда в ведомости сотрудник расписывается за меньшую сумму, а в конверте получает большую. Риск здесь в том, что любой недовольный сотрудник может донести конверт до налоговой инспекции. Тогда нечестному предпринимателю мало не покажется: уголовное дело гарантировано.
Поэтому повышение ЕСН стало бы серьезнейшим ударом по бизнесу. Возможно, часть предпринимателей вернулась бы к практике теневых зарплат в конвертах. Но еще вероятнее, что бизнес просто поднял бы цены на продукцию, чтобы компенсировать новые издержки. Новый виток инфляции Минфин не устраивает. Да и неизбежное в случае повышения ЕСН замедление экономического роста — тоже. Поэтому план Минфина возлагает основную тяжесть пенсионной реформы на трудящихся. Причем на молодых — после 1967 года рождения — и небогатых — с зарплатой до 1,1 млн. руб. в год или до 92 тыс. руб. в месяц.
Высокооплачиваемых, по мнению Минфина, реформа затронуть не должна. Под указанные Минфином критерии попадают около 35 млн. человек, или чуть около 74% от общего числа работающих. Их же коснется и предполагаемое повышение пенсионного возраста.
В Минздравсоцразвития планы Минфина по ущемлению социальных прав трудящихся (назовем вещи своими именами!) пока официально не комментируют. А неофициально говорят, что “идеи Алексея Кудрина — это обсуждаемые рабочие предложения Минфина, а окончательные варианты схемы пенсионной реформы правительство получит лишь к концу августа”.
Ждать недолго. План Минздравсоцразвития уже в правительстве, а план Минфина будет внесен туда на текущей неделе. Так что заявление Алексея Кудрина от 19 августа можно рассматривать и как своеобразный пробный камень для замера уровня ярости в обществе. По результатам замеров Минфин свои планы наверняка подкорректирует, но, видимо, не очень сильно.